Психолог

Психолог — Батаева Ирина Александровна

тел. 8(951)698-26-20

Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома: советы детского психолога.

Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

             Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.

             Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

             Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах. Агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или во дворе на свежем воздухе. Душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение. Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.

             Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.

             Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, лепка), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения ребёнок отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

             Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.

             Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как скучное, бесполезное времяпрепровождение.

             Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных занятий (вкусная еда, семейные игры, общение с друзьями по телефону и т. д.).

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ


Ситуация, сложившаяся в период марта — апреля 2020 года во всем мире (в Российской Федерации в частности) и связанная с молниеносным распространением вируса COVID-19, привела к вынужденной изоляции граждан.
В данном случае изоляция воспринимается многими людьми как ограничение их свободы, осложненное нарушением привычного ритма жизни, необходимым присутствием в замкнутом пространстве, отсутствием активного взаимодействия (и просто общения) с людьми.
Важно понимать, что ни одна из сфер жизнедеятельности человека не осталась без изменений. Система образования не является исключением. Образовательный процесс переведен в дистанционный формат, что стало стрессовой ситуацией для всех участников: ученика, учителя, родителей (законных представителей), администрации.
В марте в рамках образовательной организации проведен опрос всех участников образовательного процесса. Результаты приведены ниже.
Что такое дистанционное обучение для ученика? Для многих — это уверенность в том, что можно пребывать дома в комфортных условиях, зачастую без контроля родителей. Уверенность в том, что можно в любой момент получить доступ к учебному материалу, независимо от времени, и выучить его.
Что такое дистанционное обучение для учителя? Для многих — это небывалая трудность, поскольку навыки владения информационно-коммуникационными технологиями приближены к низкому уровню. Возникает растерянность, неуверенность в своей компетентности и т.д.
Что такое дистанционное обучение для родителей? Это уверенность в том, что ребенок находится дома. Это возможность минимизации очных межличностных отношений с педагогами.
Тем не менее с началом активной фазы дистанционного обучения начались трудности, выражающиеся в непонимании алгоритма работы с площадками, системы взаимодействия с педагогами, оценивания и пр. Следствием становится накопление негативных эмоций, которые, как правило находят выход через конфликтные ситуации, агрессию, возмущение.
Действительно, ограничение свободы, резкий переход неподготовленных групп людей в новые условия жизни — это стрессовая ситуация для подавляющего большинства людей, которую они вынуждены прожить:
1. Стадия шока. Возникает отрицание.
2. Состояние возмущения, агрессии.
3. Этап разговора с самим собой. Попытка договориться.
4. Появление мотивации к конструктивной деятельности.
5. Принятие ситуации такой, какая она есть.
Тесный контакт с родителями (законными представителями) обучающихся, учениками, педагогическими работниками, администрацией образовательной организации наглядно демонстрирует значимость психолого-педагогического сопровождения.
Анализ обращений за период март — апрель 2020 года позволил выделить круг основных вопросов, с которыми обращаются родители, дети в рамках консультативной помощи:
1. Работа со своим эмоциональным состоянием.
2. Организация учебной деятельности.
С целью оказания оперативной помощи представлен ряд коротких практик, которые может использовать каждый.

В состоянии нервного перевозбуждения или стресса есть очень хороший способ остановить процесс нарастания негативной энергии. Это глубокое дыхание:

  1. Как только вы осознаете, что ситуация вот-вот может начать выходить из-под вашего контроля, остановитесь, замрите и выдохните через рот весь воздух до последнего грамма. Так, чтобы полностью сжалась диафрагма и брюшная стенка «прилипла» к позвоночнику.
  2. Сделайте максимально глубокий вдох: рёбра и диафрагма полностью развёрнуты, живот наполнен воздухом как воздушный шар. Затем снова максимальный выдох через рот, как в п.1.

Проделайте это в своём обычном ритме, без задержек дыхания, без пауз: полный выдох — максимальный вдох — полный выдох. Всё, после этого ситуация уже вернулась под ваш контроль.

Если волнение всё ещё присутствует, повторите такие полные вдохи-выдохи несколько раз.

Делайте эти действия осознанно, сконцентрировав на них своё внимание, наблюдая внутренним взглядом за процессом движения воздуха. Добавьте визуализацию для лучшего освобождения от негативной энергии. На выдохе представляйте, что всё вредное для вас, что есть сейчас в теле (и в физическом, и в ментальном), копившееся долгое время, буквально вытекает и вы становитесь пустым чистым сосудом. На вдохе представьте, как яркий сияющий тёплый свет заполняет ваш чистый сосуд, как будто солнце вошло в вас и вы сами стали солнцем.

Ещё лучше, если на вдохе вы начнёте повторять:

Я люблю тебя,
Прости меня,
Мне жаль,
Я благодарю тебя.

Повторяйте несколько минут эту дыхательную практику. Последующие ваши действия станут более разумными и осознанными, нарастающий кризис будет остановлен.

Советы психолога для родителей учащихся, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса

 Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома. Карантин. Школы и вузы прекратили работу. И ситуация такова, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя ваши дети будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным, с их точки зрения, образом.

Поговорите с ребёнком, объясните, почему возникли эти «каникулы». Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у подростка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать ребёнка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои. Страхам можно противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливают без последствий.

Обратите внимание ребёнка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками).

— Не давите на своего ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки, — это может привести к негативным последствиям:

1) например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам, ребёнок перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от вас;

2) если ребёнок тревожный, чувствительный, это так сильно повысит уровень его тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, и др., и это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.

— Покажите ребёнку, что правила гигиены и другие необходимые правила — это то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более значим для ребёнка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит.

Во время карантина важно поддерживать привычный режим дня, иначе ребёнок будет сложно вернуться к учебному ритму, когда карантин закончится. Важно, чтобы он вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.

Обсудите с ребёнком, какими делами он мог бы заняться во время этих неожиданных каникул. Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения (зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять дома), домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью уроков, выложенных в Интернете. Хорошо было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован. Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.

Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами. Уметь быть отдельно — не менее важное умение, чем быть вместе.

Если вы и ваш ребенок оказались дома, то можно использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом. Обсудите с ребёнком, чем он хотел бы заняться с вами, что он может предложить в качестве совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или сериал, прочитаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе. А может быть, вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.